Транспортная реформа должна быть адаптирована под конкретный город, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» доктор экономических наук, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов, добавив, что иначе все это не даст результата. Опыт Санкт-Петербурга только подтверждает данный тезис.
1 апреля 2022 года в Санкт-Петербурге стартовала транспортная реформа
Транспортная реформа ухудшила положение петербуржцев
Транспортная реформа в Санкт-Петербурге далека от завершения, но уже вызвала резкую критику и даже усмешки петербуржцев.
Решение Смольного убрать из Санкт-Петербурга маршрутные такси и заменить их на социальный автобус привело к перегрузке общественного транспорта и значительным потерям времени для горожан, сказалось это и на общей ситуации на дорогах.
Первый этап транспортной реформы начался 1 апреля 2022 года, но системные проблемы функционирования новых социальных автобусов до сих пор не разрешены.
На многих из них не работают валидаторы и нет возможности заплатить наличными из-за отсутствия кондукторов, в результате чего новый вид общественного транспорта не приносит доходов в городской бюджет и финансово работает вхолостую.
Данный момент говорит о том, что для Смольного главной задачей является запуск транспортной реформы, а о качестве ее исполнения городские власти либо не задумываются, либо отводят ей последнее место.
Нет и замены убранным маршрутным такси, связывавших наиболее сложные с точки зрения транспортной доступности участки города. «Маршрутки» выглядели невзрачно, но их скорость и маневренность компенсировали спорный внешний вид.
Город скоро лишится маршруток
Большому автобусу по направлениям маршрутных такси быстро не проехать, да и не было сделано прямой замены на линиях.
Хорошим примером является снятая «маршрутка» К-30, связывавшая через Финляндский вокзал Калининский, Выборгский, Петроградский и Василеостровский районы. Горожанам теперь приходится с пересадками добираться по этому маршруту.
Метро в Санкт-Петербурге строится медленно и сдается с задержкой в более чем десять лет, из-за этого уход «маршруток» станет сильным ударом по отдаленным районам города, потому что социальные автобусы не являются прямой заменой.
«Маршрутки» действительно являются
рудиментом прошлого: в девяностые годы ряд транспортных функций были переданы городом полукустарным перевозчикам, но не может быть эффективной реформа, ухудшающая положение горожан.
Реформа должна выстраиваться под город
«Ситуация с общественным транспортом в каждом городе разная, это точно та сфера, где необходимо учитывать интересы горожан. Решения должны быть адаптированы для конкретных условий, поэтому не всегда обоснована критика в отношении властей некоторых городов, что они закупают автобусы малой формы», — констатирует Климанов.
Таких транспортных средств в виде «маршруток» сегодня лишается Санкт-Петербург. Прямая замена на большие автобусы без модернизации транспортных путей и создания выделенных линий не является хорошим решением для перегруженного города.
Доктор экономических наук, директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов
«Аналогичным образом критикуется закупка сверхбольших автобусов, которым сложно разъезжаться на узких городских улицах», — резюмирует Климанов.
Критика может быть как верной, так и не верной, и все зависит от конкретики.
На сегодняшний день транспортная реформа в Санкт-Петербурге ухудшила ситуацию с сообщением в городе. После того, как процесс полностью завершится 15 июля 2022 года в городе рискует возникнуть искусственный транспортный кризис.
«Власти должны понимать особенности своего города и учитывать их в практической деятельности. С бюджетной и финансовой стороны обновление подвижного состава требует больших и единоразовых инвестиций, для которых возможностей местного бюджета и даже региональной помощи часто бывает недостаточно», — заключает Климанов.
Однако Москва и Санкт-Петербург находятся в России в особом положении, являясь не муниципальными образованиями, а субъектами федерации.
Санкт-Петербургу выделены огромные деньги
На Западе для некоторых проектов реформирования общественного транспорта выделяли средства Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития, в РФ в качестве такого инвестора обычно выступает федеральный бюджет.
Транспортная реформа требует значительного финансирования
«В РФ запущены федеральные инициативы по обновлению электротранспорта городов, а именно новых трамваев, Москва и Санкт-Петербург пытаются найти собственные решения для таких проектов. Столица в 2021 году выпустила облигации для достройки большой кольцевой линии метро и закупки партии электробусов», — констатирует Климанов.
Финансирование транспортной реформы в Санкт-Петербурге оказалось возможным за счет увеличения расходной части благодаря трансфертам из федерального бюджета и переезду в регион крупнейшей компании «Газпром».
«Единовременная акция по обновлению транспортной системе требует сосредоточения серьезных финансовых ресурсов, это видно не только по Москве, но и по трамвайному проекту в Санкт-Петербурге, который также потребовал привлечения заемных средств. Интересно, что обязательства поступили на счет не властей города, а на ответственного за это направление унитарного предприятия», — резюмирует Климанов.
Транспортная реформа является сложным процессом и пока она Санкт-Петербургу не удается.
Источник: rueconomics.ru